С.В. Петросян: гуманитарные записки. (papuas_tt) wrote,
С.В. Петросян: гуманитарные записки.
papuas_tt

Categories:

Инклюзивное образование – медленное уничтожение под маской добра (окончание)

http://live2give.ru/wp-content/uploads/2015/01/ANIMATION-30-TV.Still004.jpg

Продолжая разговор об инклюзивном образовании, мы хотели посмотреть, как работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, осуществлялась в России на всём протяжении истории и какие результаты были достигнуты в ХХ веке в СССР, государстве, социальные завоевания которого бесспорны.

4.
Испокон века в славянских государствах, на слабоумных (юродивых) смотрели как на “божьих людей” и “блаженных”, их обычно окружали ореолом святости, усматривая в их существовании божественное прорицание. Нередко служители православной церкви, предписывая относиться к слабоумным с жалостью, оправдывали существование больных от рождения детей божьей волей и доказывали, что эти несчастные дети нужны в интересах людей и бога, чтобы предоставить возможность верующим творить милость во имя бога.

Забота о несчастных и обездоленных традиционно свойственна простому русскому народу на уровне крестьянской или городской общины. Отразилась она и в действиях государственной власти, и церкви.

«Устав о православной церкви», утверждённый киевским князем Владимиром Святославичем в 996 г., обязывал церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых. По всей Руси церкви и монастыри становятся прибежищем для всех калек.

Киевский князь Владимир Мономах в XII веке написал в своём "Поучении…", обращаясь к детям и наследникам, чтобы они не обижали  слабых и убогих, а оказывали им всякую помощь.

Традиция попечения продолжалась и дальше. Иван Грозный приказывал больных, и нищих, и лишённых разума помещать в монастыри. В "Стоглавый судебник" 1551 года была внесена соответствующая статья.

В начале XVIII в. Петром I был разработан указ о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться ненормальные заброшенные дети. К сожалению, указ не был реализован.

Во второй половине XVIII века в 1775,  Екатериной II был издан "Указ об учреждении Приказов общественного призрения"  по которому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы.

Наивысший этап в истории российской педагогики и специального образования связан с периодом конца XIX - начала XX в. в этот время возникло много обществ и общественных организаций по обучению и воспитанию анормальных детей.
После Великой Октябрьской революции многие русские врачи, психологи, педагоги, такие как Екатерина Константиновна Грачева(1866-1934) и Всеволод Петрович Кащенко(1870-1943) - продолжили свою работу в Советской России.

Советская дефектологическая наука попыталась найти комплексное решение проблемы отклоняющегося развития и поведения детей и подростков. На одном из первых Всероссийских съездов деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью, прошедшем в 1920 году ставились задачи:
«вскрыть причины дефективности,
 наметить меры борьбы с ней,
 определить типы учреждений для аномальных детей и характер обучения и воспитания детей в них,
решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений,
 определить пути подготовки кадров дефектологов».

В работе съезда приняли участие многие специалисты, занимавшиеся проблемой аномального детства в дореволюционной России. Несмотря на экономические трудности в стране, съезд дал ощутимый импульс в активизации работы по данной проблеме, обозначив ее как общегосударственную, общенародную. Эта работа была успешно развернута и не прекращалась даже в самые трудные для страны годы Великой Отечественной войны и послевоенного востановления народного хозяйства.

В 60-70-е гг. прошлого столетия в Советском Союзе в дефектологии (коррекционной педагогике), были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современной коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

В результате в советском коррекционном образовании сложилась успешно работающая, сложная система, которая включала в себя восемь видов школ для детей с различными видами отклонений в развитии.
 Вот их краткий перечень:
I вид (школа-интернат) для глухих детей;
II вид (школа-интернат) для слабо-слышащих детей;
III вид (школа-интернат) для слепых детей;
IV вид (школа-интернат) для слабо-видящих детей;
V вид (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид (школа-интернат) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид (школа-интернат) для детей с задержкой психического развития;
VIII вид (школа-интернат) для умственно отсталых детей и подростков.

При школах VIII вида создаются специальные классы для детей с умеренной степенью умственной отсталости. При школах I-IV видов организуются классы для детей со сниженным интеллектом.

В СССР обучение и воспитание умственно отсталых детей являлось частью общегосударственной системы народного образования. Вспомогательная школа находилась в системе государственных общеобразовательных детских учреждений, однако по своим задачам существенно отличалась от массовой общеобразовательной школы.

Специальной задачей вспомогательной школы является коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся.

Исходя из этого - основной задачей вспомогательной школы являлась подготовка ее учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из массовых рабочих профессий в условиях современного производства, т. е. социально-трудовая адаптация. Эта задача решалась путем сообщения учащимся системы профессионально-трудовых знаний, умений и навыков.
Наличие особых задач в обучении и воспитании умственно отсталого ребенка определяло и структуру вспомогательной школы. 90% вспомогательных школ в СССР были школы-интернаты. Это позволяло обеспечивать более длительное организационное воздействие на детей не только в процессе обучения, но и в системе внеклассных мероприятий.
В штате школы кроме учителей – олигофрено-педагогов имелись учителя профессионально-трудового обучения, физического воспитания, логопед, воспитатели, медицинские работники, вспомогательный персонал.

Кроме вышеперечисленных типов школ и форм получения образования (специализированная школа; школа-интернат), с 1995 года при общеобразовательных школах создаются классы коррекционно-развивающего обучения (КРО). Они организуются для оказания помощи детям, имеющим различные затруднения в обучении. Обучение проводится по традиционной программе массовой школы. Особенностью классов КРО является небольшая наполняемость классов - они рассчитаны на 10-12 человек. В процессе обучения школьникам оказывается специализированная помощь логопеда и психолога.

5.
Теперь давайте посмотрим, припомнив итальянский опыт, что же произойдет, если формирование классов в школе будет происходить только по территориальному признаку, и каждый ребёнок без учета всех его личных особенностей должен будет посещать обычную школу наравне с детьми без ОВЗ.

В класс обычной наполняемость 25-30 человек придут 3-4 ребёнка с разными отклонениями. В школе-интернате в классах по 10-15 человек они бы получали специализированную помощь от учителей с соответствующим образованием. Занятия там ведутся по спецпрограммам с соответствующей скоростью, дети окружены себе подобными и не чувствуют свою ущербность. В обычной школе ставшей инклюзивной, даже при наличии тьютора,  т.е. постоянно сопровождающего ученика с ОВЗ взрослого (педагога или родителя), -  это не возможно. В процессе классной работы будут постоянно возникать задержки, связанные с тем, что особенным детям, априори отстающим в развитии от сверстников, нужно больше времени для понимания и овладения школьными дисциплинами. Кроме того ряд предметов программы им просто не доступен, в силу имеющихся заболеваний.

В результате дети с ОВЗ при голословном декларировании права получить образование наравне с прочими, не получают максимальной помощи, на которую они могли бы рассчитывать в специальных учреждениях. Но и обычные дети, при таком подходе, лишаются возможности нормально осваивать школьную программу из-за того, что учитель должен будет много времени уделять детям с ОВЗ. Возникнет масса детей практически не успевающим по многим предметам. Школа не сможет мириться с такими результатами своей работы. Следующим шагом станет коррекция всей школьной программы в сторону упрощения, её примитивизация. И о каком среднем, и тем более высшем образовании для широких масс тогда можно будет говорить? О каком развитии страны? О каком прогрессе? И о каком обществе?

Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета даёт ответ на этот вопрос: «Включающее образование  это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».

Так вот какова цель преобразований, рассчитанных на долгие годы: «создание включающего общества». Создано это общество будет ценой мягкого, медленного, рассчитанного на поколение уничтожения всякой возможности для детей с задержками и отклонениями в развитии получить возможность приобрести доступные им знания и навыки, необходимые для социализации. За этим последует окончательная и скорая деградация и гибель таких детей. Несомненно, что и вред, нанесённый инклюзивным подходом в школе обычным детям, оставшимися недоучками, приведёт к сходным жизненным итогам. Так не о спасении несчастных, получается, идёт речь! Под маской добра и толерантности, прячется уничтожение и больных, и здоровых, то есть геноцид.

Общество медленного, мягкого геноцида строится за красивыми речами о равенстве прав и возможностей. Именно в таком обществе не нужна норма, а нужна вседозволенность, безответственность, произвол всякого, кто не такой, как все, и жестокое уничтожение всего, что кому-то покажется предрассудками или дискриминацией.

Что это будет за общество, в котором главенствующим станет не понятие нормы и сейчас трактуемое достаточно широко, а понятие уважаемой «особенности» и не станет ли особенность нормой, а нормальность вредным отклонением? Мне так представляется, что станет. Перед глазами так и встаёт мир особенных, отдельные элементы которого можно видеть в кино-продукции посвященной будущему, так называемых антиутопиях, изображающих мир после различных катастроф. Введение по всему миру инклюзивного образования вполне может стать такой катастрофой или одним из её слагаемых. Только это уже будет не кино.


Часть 1: http://papuas-tt.livejournal.com/299382.html
Часть 2: http://papuas-tt.livejournal.com/300255.html


Tags: инклюзивное образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments