С.В. Петросян: гуманитарные записки. (papuas_tt) wrote,
С.В. Петросян: гуманитарные записки.
papuas_tt

Categories:

Инклюзивное образование – медленное уничтожение под маской добра (продолжение)

http://www.ugra-tv.ru/upload/medialibrary/27d/27dc46e86d95440c2cecfc807ff59440.gif
Продолжим разговор об инклюзивном образовании, начатый недавно. Давайте посмотрим, каких успехов достигли там, где инклюзия в образовании работает уже давно, например в Италии.
Хочу напомнить, что главная проблема возникает с детьми, имеющими отклонения и разного рода задержки в психическом развитии. Дети с нарушением только в опорно-двигательном аппарате (колясочники) конечно же, должны иметь возможность обучаться в обычной школе со сверстниками. Смешивать эти категории недопустимо. Сторонники инклюзии предпочитают говорить обо всех детях инвалидах (сейчас принято говорить - с особыми возможностями здоровья) вообще, тем самым затрудняя понимание этого явления для широкой общественности.

3.
В Италии одной из первых стран Европы стал широко практиковаться инклюзивный подход. По материалам Института проблем интегративного (инклюзивного) образования начиная с 70 - х годов прошлого столетия,  большая часть учащихся специальных  школ  и  классов  была  интегрирована  в  систему  общего образования.  На  сегодняшний  день  99%  всех  детей  со  специальными нуждами учатся в общеобразовательной школе. Ребёнок должен быть зарегистрирован, как имеющий отклонения в развитии, регистрация проводится с согласия родителей и возобновляется каждый год.

Развитие процесса интеграции школьников со специальными нуждами  в  общеобразовательную  среду  сопровождается  в  Италии рядом проблем.

Было отмечено, что по мере сокращения  числа государственных специальных школ, наблюдался рост  числа  учеников  в  частных  специальных школах для детей с отклонениями. То есть родители больных детей голосуют ногами и кошельком за то, чтобы их ребёнок получил, несмотря на «прекрасную инклюзию» в школах по месту жительства, возможность учиться и развиваться соответственно своим способностям.

   Учителя в Итальянских школах не  отрицают  инклюзию, (а куда им деваться?)  хотя и  сталкиваются с серьёзными проблемами при внедрении её в жизнь класса. При этом они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с отклонениями в развитии на учителей поддержки. Кроме того, учителя хотят, чтобы учитель поддержки работал с такими учениками вне класса, что фактически является отрицанием инклюзии как таковой. Сотрудничество классного учителя и учителя поддержки часто оказывается проблематичным.  Учителя  поддержки  внесли  в  процесс  интеграции меньшую лепту, чем ожидалось.

Большая проблема связана с включением в общеобразовательный процесс детей с глубокой умственной отсталостью. Многие  специалисты  считают,  что  для  таких  детей  необходимо  вновь открыть  специальные  классы.  Однако, это  предложение  в  Италии  принципиально отклоняется, т.к. оно может привести к появлению вновь отдельной системы специального образования, которая, по мнению сторонников инклюзии, зарекомендовала себя как «унижающая достоинство» и не приносящая пользы в обучении. В результате многие дети с выраженными интеллектуальными нарушениями просто не обучаются. Особая проблема интеграции наблюдается в старших классах средней школы. Понятно, что с наступлением пубертатного периода проблемы, связанные с психологическим состоянием даже здоровых детей, обостряются.

Кроме того несмотря на многолетнее внедрение инклюзивного подхода к образованию и давление административного ресурса часть родителей здоровых детей против присутствия школьников с отклонениями в обычном классе. Учителя не ставят перед собой задачу обучения школьников с особыми потребностями, поскольку их подготовка  к интеграции  велась  на  недостаточном  уровне.  Большинство учителей поддержки, работающие в старших классах, не имеют специальной подготовки.

 И, несмотря на всё это считается, что «инклюзию в Италии можно считать достигнутой целью в широком смысле этой проблемы». В широком смысле можно считать что угодно и как угодно. Но чтобы представить себе масштабы сложности воспитания и социализации детей с ОВЗ давайте посмотрим, как эта работа осуществлялась в России на всём протяжении истории и какие результаты были достигнуты в ХХ веке в СССР, государстве, социальные завоевания которого бесспорны.

Начало: http://papuas-tt.livejournal.com/299382.html
Окончание: http://papuas-tt.livejournal.com/300601.html


Tags: инклюзивное образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment