С.В. Петросян: гуманитарные записки. (papuas_tt) wrote,
С.В. Петросян: гуманитарные записки.
papuas_tt

Categories:

Инклюзивное образование – медленное уничтожение под маской добра

http://www.istok-audio.com/upload/medialibrary/036/inclusion139032.gif


Для начала надо дать определение инклюзивному образованию. Обратимся к Википедии: Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

 Не очень понятно. Другие определения, которые можно найти в сети, столь же расплывчаты. Если говорить проще, то речь идет о детях инвалидах, которых предлагается поместить в классы обычных школ с обычными детьми.
Когда мы говорим о детях с физическими недостатками, то проблема только в том, чтобы создать доступную среду внутри обычной школы. При бедности наших школ это тоже сложно, но возможно и даже необходимо. Нельзя мириться с тем, что дети оторваны от нормального процесса образования, только потому, что не могут передвигаться на колясках внутри школы.
Кроме детей с физическими недостатками, есть дети с недостатками психического развития, их тоже предлагают поместить в классы обычных школ. И тут возникает масса проблем отнюдь не архитектурного порядка. Давайте не спеша приглядимся к проблеме, заглянем в историю разных обществ от древности до наших дней.

Отношение общества в Европейских странах к людям с отклонениями в развитии менялось на протяжении всего исторического периода. На примере Великобритании, как одной из развитых стран западного мира, мы можем проследить эти изменения. Впрочем, это не помешает нам обращаться за примерами развития инклюзивного (включённого) образования к опыту других стран. Тем более, что этот процесс, начавшись во второй половине 20-го века носил общеевропейский характер, а в наши дни приобрёл характер общемировой.

1.
До начала бурного развития капитализма, так называемой индустриальной революции, рождение ребёнка с отклонениями воспринималось в патриархальной традиции. К таким детям относились, как к отмеченным какими-то потусторонними силами, высшими или низшими, но никакой специальной помощи дети не получали.

Взгляд на слабоумных как на детей дьявола в большей степени был присущ католической религии. Особую непримиримость к слабоумным проявляли протестантские реформаторы Мартин Лютер (1483—1546) и Джо Кальвин (1509—1564), которые советовали сажать слабоумных в тюрьмы или бросать в реки.

С ростом городского населения в конце 18-го века и широким распространением идей гуманизма у части общества возникает потребность оказывать хотя бы какую-то помощь людям в ней нуждающимся. Были предприняты ряд мер для помощи разного рода инвалидам. Обычно это были приюты, построенные как на общественные деньги, так и на частные пожертвования. Понятно, что такой подход не мог что-то серьёзно изменить в положении инвалидов на общем фоне безжалостной эксплуатации, выжимавшей из рабочих все жизненные силы и выбрасывавшей их потом на обочину жизни, как отработанный материал.

Говорить о помощи  детям с отклонениями в обществе, где за 10-15 лет работы на фабрике здоровый человек превращался в калеку просто смешно. Нужно отметить, что и сами дети нещадно эксплуатировались, с 7 лет они уже работали на фабриках, обслуживая станки, и даже в угольных шахтах,

http://www.morningsonmaplestreet.com/sitebuildercontent/sitebuilderpictures/.pond/BreakerBoys1.jpg.w560h396.jpg

таким образом зарабатывая себе на хлеб, так как родители не могли их прокормить, хотя и работали по 12-14 часов в сутки. (На фото американские дети-шахтёры, но и в Англии и во Франции и везде картина была такая же).

 В конце 19-го века на базе приютов стали появилось немногочисленные специализированные школы закрытого типа для мальчиков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также для глухих и слепых детей.

В то же время под влиянием идей о расовой чистоте и увлечением части общества евгеникой, отношение к инвалидам ужесточилось и приюты стали рассматриваться не как помощь убогим, а как средство изоляции от общества негодных элементов. Закономерное развитие эти идеи получили в гитлеровской Германии. Нацисты развернули свою пропаганду  таким образом, что общество безропотно согласилось с физическим уничтожением детей-инвалидов, как с ненужным балластом. С 1939 началось уничтожение больных детей до трёх лет, а вскоре и всех "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых.
 Вплоть до середины ХХ века в Европе серьёзно обсуждалась опасность дегенерации общества от присутствия различного рода сумасшедших, эпилептиков и т.д.

С 1946 года в Великобритании стала развиваться модель помощи инвалидам, получившая название «медицинской», названной впоследствии сегрегационной. Приюты и интернаты для людей с отклонениями превратились в больницы, где главным фактором стало лечение и уход за ними.

Юридическое начало к признанию равенства всех людей положило принятие в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. В1959г. была принята Декларация прав ребенка. Она  обязывала государства обеспечить развитие всех детей в обстановке защиты и уважения их достоинства.

В 60-х годов ХХ века стала разворачиваться компания, направленная на отказ от «медицинской модели». Неудовлетворительность этого подхода объяснялась с позиций возросшей ценности каждой жизни отдельного человека, необходимости социального окружения, под влиянием которого и происходит развитие интеллекта ребёнка. Опираясь на работы Ж. Пиаже, по периодизации развития ребёнка, которые легли в основу развивающих программ, и на труды Л.С. Выготского о влиянии социальной ситуации на психические процессы, происходило оформление идеи инклюзивного образования. На какие труды авторитетных учёных опираются инклюзивщики, и правомерна ли такая опора? Не происходит ли тут подмена, подтасовка понятий, ведь различных нарушений развития много и каждое требует своего отдельного подхода, отдельной методы воспитания.

В 1970-х годах в Швеции возникло понятие «нормализация» или интеграция,  альтернативное представлениям, лежащим в основе «медицинской модели». Её основные положения подразумевают одинаковую потребность всех детей, несмотря на особенности развития, в любви и нормальной обстановке стимулирующей развитие. Согласно концепции «нормализации»: «Учиться могут все дети, и каждому ребенку, какими бы тяжелыми ни были нарушения его развития, должна быть предоставлена возможность получить образование» и таким образом подготовиться к жизни в обществе.

По всей видимости, эта концепция потерпела крах, т.к.  оказалось невозможным адаптировать детей с нарушениями развития, а они весьма разнообразны, к обществу, которое тоже не всегда соответствует понятию норма и по-разному его понимает.  Возникла новая социальная модель - инклюзивная, т. е. включающая. Согласно которой человек не обязан быть готов участвовать в жизни общества, а вот социум должен принять его со всеми особенностями и предоставить ему соответствующие возможности.

 В Декларации, принятой в1994г. на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, эта конференция проходила в Испании в городе Саламанка, провозглашалось, что трудности обучения у детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) должны предупреждаться посредством гибкости и вариативности условий обучения. Исключалось и представление о нормативном уровне развития, необходимом для обучения ребенка с ОВЗ в массовой школе.

Британский специалист в области образования Т. Бут пишет: «Если мы понимаем включение как трансформацию, мы должны коренным образом изменить наше отношение к разнообразию человеческого материала, с которым приходится сталкиваться образовательной системе. Это разнообразие нужно рассматривать не как досадный источник затруднений, а напротив, как некий атрибут реальности, который следует принимать, и, более того, ценить. При таком подходе мы отвергаем прочно укоренившийся взгляд на норму, как на что-то гомогенное и стабильное, мы видим норму в многообразии. Существование разных категорий учащихся, каждая из которых имеет свои особые образовательные потребности, становится тогда фундаментальным фактом, на котором строится вся педагогика». По существу эта мысль определяет направление развития систем образования во многих странах и в полной мере – в Великобритании.

Использованы материалы сайта Института проблем инклюзивного образования

2.
Канадский профессор Ричард Зиглер  на лекции «Международный опыт инклюзии», которую организовал  Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования совместно с Центром лечебной педагогики, и прочитанной в 2010 году рассказал об опыте инклюзивного образования в Канаде. Сам профессор много лет занимался инклюзивным образованием  у себя на родине, а выйдя на пенсию, стал продвигать и внедрять инклюзивный подход по всему миру. Учёный и практик он работает в настоящее время в Танзании, Перу и России.

Введение инклюзии в Канаде, по его словам, позволило сократить расходы канадского бюджета на каждого ребенка с особыми потребностями с 30-ти до 10-ти тысяч долларов в месяц. Профессор отметил, что благодаря инклюзивному подходу дети после окончания школы могут найти себе работу в социуме. К примеру, их берут на работу уборщиками или мойщиками посуды, бывшие одноклассники, достигшие успеха в бизнесе.

Зиглер подчеркнул разницу между интеграцией и инклюзией.  Интеграция - это когда спец класс из спец школы переводится в обычную школу. А инклюзия - общее отношение ко всем в чем-то недостаточным детям в школе – детям с расстройствами психики, или колясочникам, или детям из очень бедных семей, или детям другой культуры и т.д. и т.п. и обучение всех столь разных по состоянию здоровья, и по уровню общей первичной подготовки в одном классе.

Начинать инклюзивное образование рекомендуется с раннего детства, с детсадовских групп, сформированных по принципу включения в них детей с ОВЗ, чтобы затем, уже в школе, процесс шёл более гладко.

Школьная программа для детей с «особыми нуждами» состоит из работы в классе, причём основное  внимание уделяется физической культуре, музыке, искусствам и работе в мастерских. Также необходима работа с профессионалами на территории школы: психологом, логопедом, специальным педагогом, которая проводится в отдельных классах с особыми детьми во время уроков, содержание которых этим детям недоступно. Плюс работа по месту жительства, включающая поддерживающие организации и соседей.

Источник

Продолжение следует: http://papuas-tt.livejournal.com/300255.html


Tags: инклюзивное образование
Subscribe

  • С 8 марта!

    С 8 марта, дорогие, любимые, нежные, прекрасные женщины! Будьте счастливы, любимы, веселы и здоровы! И пять строк о нежности от старого самурая:…

  • Спасибо за поздравления, друзья мои!

    Когда мне исполнилось 60 лет, я просто порадовался, что дожил до пенсии. Когда мне исполнился 61 год, я не знал что мне думать. Когда мне…

  • Симоньян и влиятельным армянам

    Чем обеспокоены «господа состоятельные кроты»? Судьбой Армении? А раньше как оно было? При «тирании» Советов? А в новое…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment